Проблематика жизни и смерти в работах К.Э. Циолковского

В работах Циолковского особое значение имеет проблема жизни живых существ, а также такого связанного с жизнью явления, как смерть.

При этом в философии Циолковского понятие смерти может быть двояким.

 

В данном случае мы имеем два вида смерти:

1) Абсолютная смерть

2) относительная смерть

 

Согласно Циолковскому абсолютная смерть невозможна, так как:

  1. В основе вселенной лежит живой чувствующий атом, который невозможно уничтожить силами вселенной
  2. В математическом смысле согласно Циолковскому вся Вселенная жива.

Данный тезис разъясняется с той точки зрения, что вселенная существует бесконечное время и соответственно многое во вселенной может повторяться неограниченно количество раз. А если смотреть с этой позиции на жизнь, то жизнь любого живого существа, состоящего из живых атомов, также повторится неограниченное количество раз.

Таким образом Циолковский призывает нас не бояться смерти, так как в лбом случае жизнь во вселенной бесконечна, а абсолютной смерти во вселенной не существует.

 

Однако во вселенной возможна относительная смерть, которая заключается в следующем:

•  Переход атома в более простую систему. Если говорить о смерти целого существа, то в данном случае это будет касаться всех атомов организма сразу. То есть существо погибает тогда, когда утрачивается определенная организация данного существа и атомы этого существа переходят в хаотичное состояние.

•  Остановка субъективного времени.

В работах Циолковского можно выделить два типа времени – субъективное и объективное.

Объективное время измеряется естественными и искусственными хронометрами и едино для всех существ.

Субъективное время испытывают различные живые существа, оно соответствует скорости протекающих в этих существах процессов. Если существо имеет более быстрый организм, то оно соответственно имеет более быстрое субъективное время. Т.е. за отдельный промежуток объективного времени пройдет больший промежуток времени субъективного. Таким образом, чем активнее существо, тем быстрее его субъективное время в большинстве случаев.

Со смертью же организма субъективное время организма замедляется до нуля и таким образом пока организм (или его атомы) не возродятся вновь, он не будет чего-либо испытывать ввиду того, что время остановилось и т.д. (Схема 1)

Схема 1:

ALT

 

Таким образом, относительная смерть существа хоть и не влечет за собой абсолютной смерти, есть некая пауза в существовании.

С одной стороны Циолковский говорит, что в такой паузе нет ничего страшного, что подобная пауза ничто в масштабах бесконечности времени и наоборот дает нам возможность возродиться в новом виде через определенное количество времени, в уже лучшее время, в лучших условиях и в лучшей форме.

Поэтому в некоторых своих работах Циолковский призывает не бояться смерти, указывая на ее относительный характер.

 

Однако в других работах Циолковский все же указывает на некоторую нежелательность подобного процесса для живых существ, что обуславливается следующими причинами:

 

1. Сам процесс умирание есть страдание, а страдание есть процесс недопустимый для жизни вселенной и следовательно необходимо уменьшать всякие проявления страдания, а также бороться с причинами страдания.

Однако тут Циолковский дает две возможности решения такой проблемы. Один из этих ответов заключается в уменьшении страданий, без борьбы с самой смертью.

Назовем такое решение малой мерой.

Малая мера заключается в сглаживании страданий существа при процессе его умирания. Согласно Циолковскому в таком случае смерть будет происходить легко и безболезненно, и существо будет спокойно уходить из жизни, осознавая (если оно кончено разумное), что рано или поздно его атомы вновь будут живыми и что его ждет «бесконечное счастье».

Однако помимо малой меры есть и «большая мера», которая заключается в полном или частичном избавлении от смерти, что будет рассмотрено позже.

 

2. Процесс умирания неблагоприятен для различных целей разумного существа.

Разумное существо имеет множество различных задач и смерть может прервать выполнение данных задач, что нежелательно, во-первых, для человечества, во-вторых, для всей вселенной в целом.

Следовательно, здесь уже не отделаться малыми мерами и для борьбы с этим бедствием необходимо применять большие меры.

Таким образом, живые существа во вселенной получат больший потенциал для развития, что в целом увеличит совершенство вселенной, уменьшит процент страданий в ней и приведет к процветанию разумной, счастливой жизни, как писал об этом К.Э. Циолковский.

 

Итак, мы подошли к необходимости иммортализма, т.е. стратегии, направленной на приобретение бессмертия для конкретного существа в физическом смысле.

 

У Циолковского есть множество прямых указаний насчет необходимости подобных действий.

При этом в достижении бессмертия можно также выделить различные стратегии:

 

  1. Стратегия продления, при сохранении природы человека.

 

В этом случае жизнь человека будет продлеваться путем улучшения во-первых внешних условий его жизни, во-вторых улучшение некоторых отдельных свойств его организма, что по мнению Циолковского приведет к продлению человеческой жизни до нескольких сотен и тысяч лет.

 

Современные исследования показывают, что прогнозы Циолковского вполне реальны, и мы вполне можем говорить о сроке жизни 125-200 лет, сильно не изменяя природу человека.

Такой вывод получен из расчетов, согласно которым соотношение периода роста ко всей жизни у животных равен в среднем 1/5-1/8.

Период роста человека составляет 25 лет. Соответственно в идеале срок жизни человека должен составить от 125 до 200 лет.

 

Циолковский в своих работах увеличивает этот срок до 500 лет, а потом и до нескольких тысяч. И в некотором роде он прав – современные технологии (клонирование, киборгизация, нанотехнологии) позволят человеку жить примерно такой срок.

 

При этом сама природа не будет сильно изменяться и человек по своей сути останется тем же видом – гомо сапиенс, каким он и был раньше, правда в несколько улучшенной форме.

 

Подобная стратегия, по мнению Циолковского, необходима для массового внедрения в связи с тем, что длительные космические путешествия не будут возможны без длительного срока жизни членов экипажа. А подобные перелеты Циолковский считал необходимым условием развития человека, так как по его словам нельзя будет вечно жить на Земле, т.к. космос способен обеспечить намного лучшие условия, чем планета, и между прочим опять же Циолковский указывает на значение освоения космоса для обеспечения личного бессмертия.

В некоторых своих работах он говорит о том, что жизнь в космических условиях сама по себе может продлить срок жизни человека, т.к. на человека не будут действовать отрицательные факторы, такие как климатические факторы, сила тяжести и т.д.

Последнюю Циолковский не собирался убирать полностью, он лишь считал что нужно ее немного ослабить, что приведет к уменьшению нагрузки на кровеносную систему и т.д.

Как известно в его словах есть большая доля истины. Ведь согласно современным исследованиям первое место среди смертности занимают заболевания сердечно сосудистой системы.

И, следовательно, уменьшив нагрузку на сердце, мы сможем существенно уменьшить уровень смертности и как следствие продлить человеческую жизнь.

 

В своих работах Циолковский также показывает значение техники для жизни человека. Развивая технику, мы сможем облегчить труд человека, тем самым, уменьшив нагрузку на различные его системы, что приведет опять же к увеличению срока жизни.

При этом конечно он говорит, что рациональная нагрузка должна оставаться (чтоб избежать гиподинамии), но рассчитываться подобная нагрузка должна строго научными методами.

 

  1. Стратегия изменения самой природы человека.

 

Согласно этой стратегии Циолковский в различных своих работах предлагает ускорять эволюцию человека, посредством положительной евгеники.
Положительная евгеника – наука об улучшении природы человека, с помощью отбора наиболее развитых индивидов и получения потомства от этих индивидов.

С точки зрения современной науки мы можем пойти дальше, используя методы генной инженерии и т.д.

 

Таким образом, человек превратиться в некий новый вид, который будет иметь улучшенные физические, умственные качества, при этом он будет иметь более длительный срок жизни.

Такой новый человек согласно Циолковскому будет обладать следующими качествами:

•  Развитость в физическом отношении, отсутствие множества болезней, длительный срок жизни и т.д.

•  Развитость в душевном отношении – более развитые интеллектуальные способности, более уравновешенная психика.

•  Свобода от страстей, т.е. от сильных переживаний, которые мешают разуму и приводят в большинстве случаев к страданию.

 

Подобный вид можно смело назвать, продолжая идеи Циолковского. Человеком космическим ( Homo cosmicus ).

Однако и такой вид будет все же смертным, не приобретет полного бессмертия, так как органическая материя согласно Циолковскому все же рано или поздно разрушится, в результате чего наступит смерть, хоть и надолго отсроченная.

 

  1. Стратегия перерождения.

 

Согласно этой стратегии развития будущий человек полностью избавится от смертной органической материи и перейдет в форму так называемой лучистой энергии.

С точки зрения современной физики мы можем сказать, что человек превратится в некое сложнейшее электромагнитное(или даже более сложное поле) поле, нуждающееся только в притоке энергии.

Таким образом, согласно Циолковскому, будет решена проблема бессмертия личного.

 

Но помимо бессмертия личного встает вопрос и о бессмертии во вселенском масштабе. Согласно работе А.Л. Чижевского «Теория космических эр», в которой он подробно излагает взгляды К.Э. Циолковского, цивилизация проходит следующие этапы(Схема 2):

 

•  Начала

•  Становления

•  Рассвета

•  Терминальную стадию

•  Стадию трансформации вселенского уровня.

Схема 2:

ALT

 

Человечество должно перейти в форму энергетических существ в терминальную стадию, или раньше, но никак не позже.

Так как в противном случае изменения, происходящие во вселенной, способны будут уничтожить слабую органическую жизнь. Но, перейдя в форму лучистой энергии, человечество сможет не только выжить само, но и породить некую новую жизнь, которая в дальнейшем разовьется до таких же высот и т.д.

Далее можно привести краткую характеристику стратегий иммортализма по Циолковскому в виде следующей схемы (Схема 3)

 

Схема 3:

ALT

 

Выводы:

 

Таким образом, резюмируя вышесказанное, приведем следующее:

 

  1. Смерть по Циолковскому может быть абсолютной и относительной.
  2. Абсолютная смерть невозможна, пока существует вселенная.
  3. Относительная смерть хоть и носит относительный характер, все же приносит определенные страдания
  4. Со смертью можно бороться следующими стратегиями:

- Стратегия продления

- Стратегией изменения

- Стратегия трансформации.

 

Таким образом, мы видим, что работы Циолковского носят важное значение для научного иммортализма, в некотором роде являясь его теоретической базой.

Также многие идеи иммортализма были впервые предложены Циолковским в его работах.

Список литературы:

 

1. Циолковский К.Э. Путь к звездам. Собрание научно-фантастических произведений. М., Изд. АН СССР, 352с. ДВД реконструкция издания 1960 года

Использованы статьи:

•  Причина космоса

•  О Целях звездоплавания

•  Причина

•  Космическая философия

•  Естественные основания нравственности

•  Научная этика

•  Монизм вселенной

•  Научные основания религии

2. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. - Калуга: Приокское книжное издательство, 1986. Статья А.Л. Чижевского «Теория космических эр»

 

автор: Юрий Сергеевич Тимофеев, cтуден МГМСУ. Кафедра философии, биомедеэтики и гуманитарных наук.

 


Рекламные ссылки:


ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Яндекс.Метрика